Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Доступная среда» в МБОУ Вершиновская ООШ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Доступ в образовательное учреждение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через главный вход (в пандусе не нуждается).
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
-по индивидуальному учебному плану
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
В наличии адаптированные образовательные программы.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Программа «Доступная среда», реализуемая в МБОУ Вершиновская ООШ, обеспечивает:
- создание в МБОУ Вершиновская ООШ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в МБОУ Вершиновская ООШ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
1.3Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
2.1 Сориентировать коллектив МБОУ Вершиновская ООШ на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.2 Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ Вершиновская ООШ.
3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
Технические средства обучения для обучающихся с ОВЗ
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (1 вариант), умственной отсталостью (2 вариант), ЗПР) способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Технические средства обучения обучающихся с ОВЗ, ориентированным на их особые образовательные потребности, имеются в каждом классе: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители).
В наличие 1 интерактивная доска, 1 - музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.
Учебный и дидактический материал
Обеспеченность учебниками обучающихся с ОВЗ
Кол-во обучающихся |
Учебный предмет |
Учебник, автор, год издания |
Кол-во экземпляров в школьной библиотеке |
Кол-во экземпляров, выданных обучающимся (шт./%) |
6 |
Математика |
Алышева Т.В. Математика в 2-х частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
6 |
6/100% |
Русский язык |
Якубовская Э.В, Аксенова А.К. Русский язык в 2-х частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
6 |
6/100% |
|
Речевая практика |
Комарова С.В. Речевая практика. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
2 |
2/100% |
|
Окружающий мир |
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека в 2-х частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
2 |
2/100% |
|
Чтение |
Ильина С.Ю. Чтение в 2\х частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
6 |
6/100% |
|
Технология |
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
6 |
6/100% |
|
Изобразительное искусство |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 2018г. Издательство «Просвещение» |
6 |
6/100% |
Обеспеченность учебниками обучающейся с ОВЗ составляет 100%.
Информация о специальных условиях питания.
В школе оборудована столовая, расположенная на 1 этаже: обеденный зал, рассчитанный на 36 посадочных мест. Интерьер зала создает приятную атмосферу. Рационы питания согласованы с Роспотребнадзором. Организацию питания осуществляет ИП А.А.Лазаренко Все дети, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным питанием за счет муниципального бюджета . Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися.
Информация о специальных условиях охраны здоровья.
Здание МБОУ Вершиновскаяч ООШ оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для медицинского обслуживания обучающихся МБОУ Вершиновская ООШ подписан договор с МБУЗ ЦРБ г. Семикаракорска
В школе имеется аптечка первой помощи.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О доступе к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Важным условием организации пространства, в котором обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды, в МБОУ Вершиновская ООШ является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования школы, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.
Информация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается инвалидам и лицам с ОВЗ.
На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера. Официальный сайт образовательной организации имеет адаптированную версию (версию для слабовидящих) для лиц с ограниченными возможностями.